Как уберечь школьника от перегрузки

В классе, в окружении еще 30 человек, ребенок неизбежно находится в напряжении, к тому же все время есть опасность того, что спросят или вызовут к доске. Страх ошибиться тем сильнее, чем строже учитель и родители. Что происходит в итоге? Умный организм бросает все силы на сохранение безопасности, на то, чтобы уберечься от стресса, — и на учебу просто не остается ресурсов. Поэтому, считает нейропсихолог Надежда Монастырская, родителям нельзя увлекаться репетиторами и дополнительными занятиями, а стоит подумать вот о чем:

— если какой-то предмет упорно не дается, возможно, за это в ответе незрелость некоторых участков мозга. Поговорите со специалистом и узнайте, как помочь ребенку. Излишнее давление, многочасовое сидение над уроками и занятия с репетиторами в этом случае могут только ухудшить ситуацию;

— не нужно оценивать учебные успехи ребенка, особенно первоклассника. Психологическая нагрузка в этот год и без того велика. Обсуждайте занятия, помогайте, объясняйте, но создайте так называемую безоценочную среду хотя бы дома. Тем самым вы поможете ребенку расслабиться и психологически, и даже физически, ведь неусидчивость и гиперактивность — часто следствие перенапряжения;

— если в первом классе учитель задает домашние задания, знайте, что это нарушение физиологических норм и принятых в нашем образовании нормативов. Какими бы продвинутыми ни были программа и школа, ребенок в этом возрасте должен отдыхать всю вторую половину дня. Он должен гулять, играть (да-да, это важно) и общаться с родными. Сидение над тетрадками до ночи не только бесполезно, но и крайне вредно для развития мозга. 

Полезные упражнения для мозга

Совсем недавно, в последние пару десятилетий, ученые узнали много нового о мозге. В том числе было выяснено, что не только мозг командует всеми остальными органами человека. Есть и обратная связь. То есть с помощью некоторых приемов можно повлиять на работу мозга — научиться быстрее думать и лучше запоминать, решать нестандартные задачи и находить необычные решения. В возрасте 6–9 лет, когда ребенок только начинает учиться, они могут помочь ему стать успешным. Что это за приемы?

Первое — специальные физические упражнения для того, чтобы левое и правое полушария мозга работали более слаженно и помогали друг другу. Это значит, что образное мышление, многозадачность, творческие способности гармонично соединяются с логикой, анализом, пониманием и математическими способностями. Упражнения были разработаны американскими учеными Полом и Гейлой Деннисонами:

 — «кулак — ребро — ладонь»: положить ладони на стол, затем поочередно сжимать кулаки, класть ладони ребром на стол, затем класть распрямленные ладони. Делать упражнение надо сначала левой, потом правой, затем двумя руками одновременно;

— зеркальное рисование: взять в каждую руку по фломастеру и рисовать одинаковые круги, буквы, рисунки. Замечательное упражнение, синхронизирующее деятельность полушарий.

Второй, крайне полезный по всем параметрам, прием — занятия музыкой. Даже просто прослушивание классической музыки (можно начать с простой, например с коротких произведений Генделя) улучшает работу мозга и повышает интеллект. 

Активные игры для отдыха

Считается, что игра — главное занятие для дошкольника. А человеку, перешагнувшему порог школы, увлекаться позволяется только «нужными» вещами: математикой, чтением или, на худой конец, спортом.

Но на самом деле для 6–8-летнего ребенка игра продолжает быть одним из самых важных и интересных дел жизни. И это вовсе не легкомысленность и неразумность, а природная необходимость. Именно в это время ребенок начинает ощущать свое тело, чувствовать, как работают совместно руки, ноги, позвоночник, суставы и мышцы. Знаменитый петербургский исследователь детской субкультуры, психолог Мария Осорина, считает, что полезными становятся те игры и занятия, которые помогают ребенку в этом процессе:

игры с песком или снегом, где можно и построить, и разрушить. Идеальный материал для тренировки творческих способностей, волевых качеств и прочих важных для личностного развития вещей;

качели на длинных веревках. Такие качели раскачиваются, а еще закручиваются, двигаются в разных направлениях. Это отличная тренировка вестибулярного аппарата и возможность почувствовать ощущение полета и большого пространства;

качели для двоих или больше. Для того чтобы качаться, необходимо договариваться с партнером, согласовывать свои действия. Так ребенок учится договариваться, взаимодействовать с другими детьми, усмирять свой темперамент или, наоборот, выходить за пределы своего страха;