Правила поведения родителей первоклассников

Марьяна Безруких, профессор, д-р биол. наук, академик РАО, директор Института возрастной физиологии, автор множества книг, в том числе «Ребенок идет в школу», считает, что начало учебы в школе — настоящий экзамен для родителей. Вот несколько ее важных советов:

  1. Помогайте ребенку научиться следовать новым правилам поведения, объясняйте их необходимость, не высказывайте пренебрежения к ним.

  2. Не обсуждайте при ребенке неправоту учителя. Сейчас учитель — это его кумир, благодаря которому он утверждает себя в новом статусе ученика.

  3. Внимательно следите за тем, как строятся отношения ребенка с детьми. Запаситесь терпением и тактом, не спешите обвинять «плохих детей» или «неумелого учителя». Не жалейте времени на то, чтобы выслушивать ребенка, обсуждать с ним конфликты, пусть даже они кажутся вам смешными и нелепыми.

  4. Не фиксируйтесь на оценках, ни на хороших, ни на плохих. Вообще-то в первом классе запрещено оценивать детей, но многие учителя хитрят и ставят в тетрадках штампики, звездочки, рожицы и прочие значки — по сути, те же отметки. Дети мгновенно понимают, кого как оценили, что порождает у многих тревожность и чувство неполноценности.

  5. Как бы ни хотелось, не сравнивайте ребенка с другими детьми, при этом чаще хвалите его за старание, за стремление сделать что-то лучше.

Как научить ребенка делать домашние задания

Домашние задания — настоящая головная боль родителей школьников. «Ничего сам не хочет делать, приходится сидеть рядом и контролировать», «Никак не могу заставить сесть за уроки», — вздыхают мамы, откладывая в сторону свои дела и посвящая все свое свободное время «домашке».

«Что делать? Постепенно, без раздражения и упреков, приучать его делать уроки без взрослых, — объясняет физиолог, профессор РАО, д-р биол. наук Марьяна Безруких. — Стоит объяснить, что и как нужно делать, найти повод уйти в другую комнату, заняться своим делом, но при этом выразить готовность помочь, если у ребенка возникнут вопросы. Ситуация: “Хватит, с сегодняшнего дня готовишь уроки сам”, неприемлема, может вызвать стресс и привести к серьезному срыву здоровья».

Самостоятельность — результат тренировки. Первое время составляйте вместе с ребенком режим дня, объясняйте, сколько времени понадобится для уроков, прогулок, отдыха. Обязательно учитывайте его собственные желания, ищите компромисс между любимыми развлечениями и обязанностями. Помогайте планировать выполнение домашних заданий — как начать, с чего начать, когда нужен перерыв и т.д.

Чем подробнее у ребенка будет алгоритм действий, тем легче ему научиться контролировать себя и тем увереннее он себя чувствует. Например: «Открой дневник и посмотри, что задано на завтра. Начинай с математики. Сначала прочитай параграф, затем повтори про себя. Закрой книгу, напиши на листочке то, что запомнил. Потом ответь на вопросы (реши примеры). Проверь. Снова прочитай, расскажи вслух…»

Детский тайм-менеджмент, или Как все успеть

  1. Ребенок должен достаточно спать. В младших классах сон должен занимать не меньше 10 часов. Так что если ребенок встает в 7 утра, то в 21 он должен уже отправляться в кровать. Домашние задания делать позднее этого времени не только бессмысленно, но и вредно.

  2. Подсчитайте, сколько времени занимают все передвижения — дорога в школу, в кружок, к репетитору и т.п. Если есть возможность ходить пешком, ею надо обязательно воспользоваться. Закладывайте время из расчета неторопливого шага. Прогулки хороши не только свежим воздухом и движениями. Зрительный ряд (небо, солнце, дома, деревья, снег и т.п.) разгружает уставший мозг от занятий и успокаивает нервы. Физиологи считают, что прогулка должна занимать не меньше двух часов.

  3. Выделите время для любимых занятий, тех, которые нравятся самому ребенку. Не пытайтесь навязать занятия, которые вы считаете необходимыми, дайте ребенку шанс самому принимать решения.

  4. Учитывайте то, как меняется работоспособность в течение дня, недели, четверти, года. Тем самым вы избегаете переутомления и повышаете эффективность учебы. Работоспособность меняется поэтапно: сначала врабатывание, потом устойчивый период, предутомление и утомление. Максимальная нагрузка, которая падает на первый или последний этапы, приведет к тому, что ребенок зависнет над работой, потратит время без результата.

  5. Правильно рассчитав время, обсуждайте с ребенком планы на следующий день, проговаривайте то, что ему предстоит, рассказывайте о возможных изменениях.